Журнал «Женщина и политика» № 3-4 (23), 2013, с. 80 – 87

Терпсихора, зажигающая звезды

В июне этого года  фасад Большого театра вновь украсили флаги  множества стран. Их посланцы приехали в столицу России, чтобы продемонстрировать свои достижения и побороться за медали одного из самых престижных балетных конкурсов – Московского международного конкурса артистов балета и хореографов. Конкурс проводится каждые четыре года, собирая танцовщиков со всех континентов. Чем не балетная Олимпиада?  Порядковым номером нынешнего агона танцовщиков стал  «XII». В жюри конкурса, на протяжении многих лет неизменно возглавляемого Юрием Григоровичем,  входят выдающиеся деятели  хореографического искусства – балетмейстеры, артисты, педагоги. В число арбитров вошла и народная артистка России Марина Леонова. Впрочем, ей не впервые пришлось ставить оценки нарождающейся балетной поросли.  Марина Константиновна заседала в качестве председателя или члена жюри  многих  соревнований:  в Берлине, Токио, Люксембурге. В России – на конкурсе  «Молодой балет мира» в Сочи,  ристалища  исполнителей, состоявшемся  в рамках  форума «Балет. XXI век» в Красноярске  и  московского конкурса «Русский балет», организованного по инициативе и при непосредственном участии  Президента Фонда социально-культурных инициатив Светланы  Медведевой.

Ставить оценки за художественные успехи  для Марины Леоновой привычно еще и потому, что она делает это едва ли не ежедневно как педагог  классического танца. Думаю, что и сама Марина Константиновна  получает  своеобразное «метафизическое   «отлично», ибо, практически  ни одно творческое  соревнование не обходится без участия ее учениц, собирающих высшие награды, а также  воспитанников возглавляемой ею Академии.

Но, давайте  все по порядку.  С искусством танца семилетняя  Марина соприкоснулась рано в детской хореографической  студии  московского Дворца пионеров.  Об этом позднее  с улыбкой вспоминала Серафима Холфина:

«В 1959 году на конкурс пришла одиннадцатилетняя девочка Марина Леонова. Пришла с мамой.

—  Почему вы отдаете  девочку в балет?

Последовал неожиданный ответ:

—  Мариночка очень худенькая, может,  разовьется от ваших балетных занятий.  Профессиональные данные  у Марины  оказались хорошими, и девочка была принята ко мне в детскую группу студии. Вскоре  на уроках  классического танца стало ясно, что Марина обладает большими способностями. Она от природы музыкальна, эмоциональна, к тому же очень трудолюбива».

Не по годам серьезную девочку легко приняли Московское академическое хореографическое училище. Обучаясь в училище,  со временем Леонова попала в «элитный» класс Софьи  Николаевны Головкиной и стала  любимой ученицей педагога-директора.  Сегодня трудно не  усмотреть глубоких символов в том, что спустя годы, когда Софья Николаевна уже не могла с прежней энергией управлять Академией, ректором прославленного учебного заведения стала Леонова.

А тогда,  на гастролях  МАХУ в Париже и Лондоне,  критики, будто сговорившись, отмечали  «белокурую и стройную славянку», что «уверенно вела за собой труппу, исполняя «Пахиту». Пресса дружно  откликалась на  «возможность полюбоваться наиболее интересной танцовщицей вечера», которая  во втором акте «Лебединого озера»  проявила «присущие ей безупречную технику, точность, глубину, одухотворенность, подтверждающие, что это крупный исполнитель».*

Назначение  Леоновой на должность Ректора не могло вызвать и тени нареканий коллег, ведь за плечами  нового, а теперь и повторно переизбранного в высокой  должности  была большая творческая жизнь. Начатая в 1969 году в труппе Большого театра, она заполнила такую объемную  портретную галерею образов, что доступно не многим. И дело не только в впечатляющем количестве партий, а в широчайшем диапазоне  исполненных ролей. Достаточно назвать ее пронзающую пространство Мирту в «Жизели», царственную Фею Сирени, отобранную балетмейстером Григоровичем для премьеры его «Спящей красавицы», страстную и жестокую Эгину в «Спартаке», трагическую Мехмене Бану в «Легенде о любви», загадочную Хозяйку медной горы в «Каменном цветке», и  академически рафинированную солистку в «Этих чарующих звуках».  Если присовокупить к ним  Жар-птицу в одноименном балете,  Любашу в «Калине Красной»,  Гаянэ в одноименном балете  и Беатриче в «Любвью за любовь», то со всей очевидностью  определится масштаб дарования и широчайший творческий диапазон Леоновой-артистки.

С другой стороны,  история балета знает немало примеров того, как даже самые одаренные артисты, не способные к самоорганизации и дисциплине, разбазарили свой талант, променяли его на беспечный и веселый  богемный образ жизни.

Молодой Марине  подобное не грозило. О, Леонова всегда была  очень умна и очень целеустремленна. Как умела она уже в самом начале  отбирать все лучшее из лучшего, все красивейшее из красивого, что помогало выстраивать  образы – глубокие по психологизму, или  безукоризненные с точки зрения «чистой»  академической техники и формы. Умение тактично  общаться с  педагогами, коллегами, балетмейстерами, способность чутко резонировать  творческие замыслы и предложения, проявлять снисходительность и терпение зачастую не менее важно, чем художественные качества. Не случайно Юрий Григорович, известный своим крутым нравом, все время апеллировал к артистке, привлекая ее к совместной работе.

Извечное желание «дойти до самой сути» тоже  рано   проявилось в Леоновой  и, в частности, привело в учебную аудиторию педагогического отделения  хореографического факультета  ГИТИСа, да не просто так, а в мастерскую Марины Семеновой. Познав педагогические премудрости под руководством великой балерины и педагога, Марина Константиновна в 1991 году с новыми силами продолжила свою педагогическую деятельность, начатую  двумя годами раньше в Московском хореографическом училище. Но и на этом этапе профессиональных теоретических знаний и практически навыков  Леонова не остановилась. Суммируя собственный педагогический опыт и достижения своего учебного заведения,  рассматриваемые  в контексте творческой  жизни Большого театра, она пишет и защищает диссертацию, получая ученую степень кандидата искусствоведения.

С 2002 года Марина Константиновна возглавляет Московскую государственную академию хореографии, совершенствуя деятельность уникального учебного заведения. Воспитанники, получающие в его стенах профессию,  могут получить  высшее образование и как исполнители, и как  балетные педагоги, и как хореографы, критики.

Введены и новые курсы – «Инструментальное исполнительство»,  готовящее высококлассных концертмейстеров балета и «Менеджмент исполнительских искусств», который поможет социальной адаптации артистов балета к сорока годам завершающим сценическую карьеру.  Однако и это не все. Теперь в  Академии есть еще аспирантура,  призванная восполнить отсутствие в нашей стране  кандидатов и докторов педагогических наук мира танца.

Для гармоничного формирования сегодняшних  танцовщиков Ректор  ввела в учебный курс ряд дисциплин, привлекла в Академию  западных хореографов. Школьной сенсацией стали работы  итальянца Дэвида Бомбана,  испанца Начо Дуато,  американцев Ш. Клод Дэвиса Робертсона и  Рейвин Хилл.

Народная артистка России Марина Леонова успела все. Добилась  лестных оценок своего творчества, получила  ряд правительственных и общественных наград, ученую степень, завоевала  уважение и завидный статус.

Среди  наград можно выделить  сугубо балетные  – редкую  итальянскую Premio Roma,  которой недавно награждена  Марина Леонова и ее Академия, а также Премия  российского Союза театральных деятелей, носящая имя Екатерины Максимовой. Ею уже дважды отмечена Леонова, как педагог,  подготовивший наиболее яркого выпускника среди российских хореографических учебных заведений. Журнал «Балет» присудил свой  Приз «Душа танца» в номинации «Мэтр», М.К.Леонова удостоена нескольких дипломов как «Лучший педагог, подготовивший конкурсанта», подписанных высоким именем Юрия Григоровича.

Но и  женское счастье не обошло ее стороной.  Леонова родила и воспитала прекрасную дочь. Анна очень похожа на маму. С таким же громадным прыжком, с той же победительной манерой танца и технической безупречностью,  она выросла в первоклассные солистки Большого балета.

Сегодня  Леонова уже делит себя между семьей, устремляясь к любимой и очаровательной внучке Сашеньке, и  бесчисленными заботами Академии. Ректор – это не только  лидер, задающий вектор  существования и развития вверенного учебного заведения. Творческий вуз  даст фору любому дипломатическому корпусу.  В балете, где силен фактор постоянной физической усталости учеников  нервного напряжения, честолюбия,  амбиций воспитанников  и их наставников, руководителю, чтобы объединить разнородный и разновозрастный коллектив,  нужны  психология и политика,  дипломатия и психотерапия, толерантность и  несгибаемый внутренний стержень. А главное, конечно, непререкаемый  авторитет – профессиональный и личностный. Так что успехи Леоновой, кажущейся властной, а по сути, очень ранимой, отзывчивой и … благодарной,  основываются на прочном фундаменте  профессионализма и воли.  Каждый день она входит в балетный зал, чтобы раскрывать  юным барышням премудрости Терпсихоры. С усилиями  ювелира ограняет Леонова девичьи дарования,  с неистовством и упорством скульптора эпохи Ренессанса методично  ваяет прекрасные формы из природного  телесного материала девушек, мечтающих вознестись над сценой в невесомых полетах. На ее мастер-классы, где бы они ни проводились, жаждут попасть девчушки,  грезящие балетом. Педагогическим триумфом Леоновой стала победа на конкурсе в Люксембурге  ее студентки Натальи Осиповой. Да и на других, весьма  престижных соревнованиях,  ученицы выходили на первый план, поднимаясь на пьедесталы Почета. Светлана Лунькина конкурсных вершин не покоряла, но в Большом театре стала прима-балериной, воссияв на балетном небосклоне. Получила   молодежный грант премии «Триумф», была награждена призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse», удостоена звания «Заслуженная артистка Российской Федерации» и награждена призом журнала «Балет» «Душа танца»  в номинация «Звезда».

На XII Московском конкурсе, с которого мы начали свой рассказ,  весомые медали собрали сразу три воспитанницы Леоновой – Ксения Рыжкова, Эльвина Ибраимова и Мария-Тереза Бек.  Да и за плечами других лауреатов конкурса: Оксаны Бондаревой, Елизаветы Крутелевой,  Артемия Пыжова, Игоря Цвирко, Анастасии Соболевой, Анастасии Лименько, Александра Омельченко и Георгия Гусева, — высится громада  Московской государственной академии хореографии,  в которой они учились, стажировались–совершенствовались.

Мудрый поэт произнес: «Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были?» Будто  про Леонову сказано.

* Калетт Сильва. «В театре на Елисейских полях: Молодые солисты Большого» газета «Art et danse», 1970 г.

Александр Максов

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов. Подробнее
Принять