Журнал «Женщина и политика» № 1-2 (14) 2010

Ректор Московской государственной Академии хореографии Леонова Марина Константиновна, народная артистка РФ профессор, кандидат искусствоведения, Сопредседатель Учебно-методического объединения Высших учебных заведений РФ Член Ассоциации вузов культуры и искусства РФ Почетный член Академии художеств РФ.

Марина Леонова: «Я благодарна судьбе»

Марина Константиновна, расскажите, пожалуйста, о Вашем учебном заведении, о себе.

Московская государственная академия хореографии — старейшее театральное учебное заведение Москвы. В декабре 1773 года в созданном по указу Императрицы Екатерины II Воспитательном доме были впервые открыты «классы танцевания». С этого времени начинается история нашей Академии.

Выпускники Академии всемирно известные танцовщики: Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Михаил Лавровский, Галина Степаненко, Владимир Малахов, Мария Александрова, Николай Цискаридзе, Наталия Осипова и др.

В 2008 году мы отметили свое 235-летие.

Сейчас Московская государственная академия хореографии — это целый учебно-методический комплекс, созданный трудом многих поколений выдающихся деятелей в области хореографии, людей преданных, знающих и влюбленных в свое дело. Учащиеся и студенты обучаются по программам школьного, среднего профессионального, высшего и послевузовского образования. В Академии два факультета — исполнительский и педагогический, семь кафедр — Классического танца, Классического и дуэтного танца, Народно-сценического, историко-бытового и современного танцев, Хореографии I балетоведения, Концертмейстерского мастерства и музыкального образования, Гуманитарных, социально-экономических дисциплин и менеджмента исполнительских искусств, Иностранных языков. Академия дает возможность после получения высшего образования продолжить учебу в Аспирантуре по специальностям: «Специальная педагогика», «Общая педагогика», «Театральное искусство».

Всегда сохранялась и сохраняется до наших дней связь театра со школой. Из наших стен уже более двух веков выходят артисты, которые пополняют труппу Большого театра и музыкальных театров России.

С конца XX века у артистов балета появилась возможность возвратиться к нам для получения высшего профессионального образования, а далее, закончив артистическую карьеру, они начинают педагогическую деятельность в школе, продолжая дело своих великих предшественников.

С 1989 года началась моя преподавательская деятельность в Академии. Учеба в Московском хореографическом училище, сценический опыт балерины Большого театра, педагогические знания, полученные в ГИТИСе — вот тот фундамент, на котором я начинала. Моими учителя-ми на этом пути были С.Н.Головкина, Л.М.Лавровский, Ю.Н.Григорович, М.Т.Семенова, Т.П.Никитина. Р.С. Стручкова. Я благодарна судьбе за то, что она предоставила мне возможность работать и общаться с этими талантливыми людьми.

Возглавляя Московскую государственную академию хореографии в должности Ректора, я понимаю всю ответственность, возложенную на меня в деле продолжения и развития традиций московской школы балета. Участвуя в Международных конференциях по хореографическому образованию, посещая хореографические училища в нашей стране и за рубежом, я отмечаю, что в настоящее время уровень хореографического искусства необыкновенно высок. Идет широкий и плодотворный обмен знаниями на Международных и всероссийских семинарах, конкурсах артистов балета, встречах по хореографическому образованию, в которых участвую я и педагоги Академии.

Школа московского классического балета не стоит на месте, мы постоянно развиваемся, совершенствуем свою методику, с большим интересом относимся к тому, что нового происходит в балетном мире в России и за рубежом. Недавно Академия участвовала в проекте Кеннеди центра в Вашингтоне — здесь учащимся и педагогам 4-х ведущих балетных школ мира — Московской государственной академии хореографии (The Bolshoi Ballet Academy), Парижской оперы (Paris Opera Ballet School), школы американского балета (School of American Ballet), Королевской балетной школы (Royal Ballet School) была предоставлена возможность показать свою концертную программу.

Мы постоянно приглашаем в Академию преподавателей известных балетных школ Дании, Франции, США, Италии, Австралии, которые дают мастер-классы по технике А. Бурнонвиля, по современной хореографии стиля Марты Грэхм. Школу посетили: Адам Людерс, Аллегра Кент, Кэтлин Маршалл, Паскалин Ноэль, Давидэ Бомбана, Рейвин Хилл.

Нас объединяют творческие проекты с выдающимися дирижерами, музыкантами, художниками и другими известными деятелями культуры и искусства нашего времени. Большим успехом у зрителей пользуется сказка-феерия «Щелкунчик» П.И.Чайковского, хореография В.Вайнонена. Этот спектакль Московская государственная академия хореографии подготовила совместно с Российским национальным оркестром о главе с М.Плетневым, текст сказки Гофмана читал Олег Табаков. Совсем недавно на сцене Большого театра прошла премьера старинного спектакля. Гертеля «Тщетная предосторожность» в редакции Ш.Григоровича — нашего великого современника. Академию связывает творческая и профессиональная работа с академиком, автором книг о хореографическом искусстве В.В. Вансловым.
Будучи Председателем жюри Международных конкурсов артистов балета в Японии, членом жюри международных конкурсов артистов балета в Москве и Люксембурге, Сочи, Санкт-Петербурге, Риме я с радостью отмечаю участие в них студентов нашей Академии не только из России, но и наших студентов из Японии, Кореи, которые стали ведущими солистами у себя на Родине.

И что особенно приятно — творчество юных артистов балета наших учеников и выпускников жюри отмечает золотыми и серебряными медалями, специальными дипломами. За этими медалями стоит труд, мастерство, талант, как самого исполнителя, так и всего нашего педагогического коллектива.

За свое усердие в учении лучшие воспитанники и студенты Академии получают стипендии фондов: Галины Улановой, Элины Быстрицкой, «Русский бриллиант», «Гришко», «Молодые дарования», нескольким студентам назначена специальная государственная стипендия Правительства Российской Федерации,
Профессорско-преподавательский состав Московской государственной академии хореографии: академики, профессора, доценты, кандидаты искусствоведения, педагогических наук — это в прошлом выпускники нашей, академии, и других заслуженных хореографических школ России, Московской Государственной консерватории, ГИТИС (РАТИ), педагогического, филологического, исторического факультетов Московского университета, Московского педагогического Института и других Высших учебных заведений России. Многие из них награждены почетными званиями России.

Секрет нашей уникальной системы образования кроется в единстве изучения специальных дисциплин (классический, историко-бытовой, народно-сценический, дуэтный танцы, актерское мастерство), музыкальных и общеобразовательных предметов.
Венец обучения — сценическая практика учащихся на сцене учебного театра школы, Большого театра и другие сценических площадках. Большим успехом пользовались концерты и спектакли Академии, представленные в театрах Греции, Италии, Японии, США, Китая, Испании.

Какие проблемы образования и воспитания в сфере культуры и искусства волнуют Вас в настоящее время?

Чуть больше года назад 25 августа 2008 года, распоряжением Правительства РФ была одобрена «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы». В этой концепции справедливо отмечается, что основной массив нормативных актов не учитывает в достаточной мере специфику образования в данной сфере.

Из всего спектра проблем, требующих решения на законодательном уровне, лично мне, как Ректору Московской государственной академии хореографии, хотелось бы остановиться на некоторых из них, так как именно в них ярко видна специфика данной образовательной области. Эти проблемы непосредственно касаются лиц, имеющих профессию в сфере культуры, или желающих получить такую профессию.

В данный момент образование в сфере культуры и искусства находится в достаточно сложной ситуации, так как оно не вписывается в модернизацию и реформы Министерства образования РФ, которые проходят в стране. Мне хотелось бы остановиться на этой проблеме.

Отечественная система образования в области искусства складывалась столетиями, имеет ярко выраженные традиции, сохранение которых ни у кого не вызывает сомнений. В области хореографии и музыкального искусства наша страна, безусловно, конкурентоспособна, имеет большой авторитет. Уникальность нашей системы образования базируется на возможности параллельно реализовывать программы общего, т.е. школьного и среднего профессионального образования. Наше среднее профессиональное образование базируется на раннем выявлении творческих способностей, данных человеку природой. Профессиональная подготовка артиста балета начинается в 10 лет, а обучение профессии продолжается не менее лет. В связи с этим одним из важнейших условий сохранения отечественной системы образования в области искусства является учет его специфики. Отсюда следует, что абсолютно необходимо законодательное определен нетипового учебного заведения, в котором в образов тельных стандартах должны быть закреплены проверенные временем, существующие сегодня реально необходимые сроки освоения профессиональных образовательных программ.

Существует и другая очень важная проблема — это призыв на военную службу выпускников хореографических школ. Подготовка артиста балета занимает не менее 8 лет. Обучение 1 студента стоит стране примерно 100 тысяч рублей в год. Профессиональная же форма артиста балета при невозможности ее надлежащего поддержан может быть потеряна за 2-3 месяца. Следовательно, весьма вероятно, что в такой ситуации молодой человек моя оказаться без уже полученной и такой дорогой профессии артиста балета. Некоторые наши студенты, осознав риск потерять профессию, уходят в другие сферы деятельности или уезжают за рубеж, в то время как театрам, удаленным от центрального региона, не хватает артистов балета.
Решение проблемы видится в законном пролонгировании отсрочки от призыва на военную службу лицам, поступившим на работу в театр по своей профессии или проходящих службу в ансамблях.

Хочу остановиться и на такой проблеме. Профессиональный век артиста балета примерно 20 лет. В возрасте 38 лет артисты балета имея огромный сценический опыт, сталкиваются с проблемой переквалификации. Наша Академия дает возможность получить профессию хореографа, педагога, репетитора, театроведа, менеджера исполнительских искусств. При поступлении в Высшие учебные заведения культуры и искусства абитуриенты должны иметь в обязательном порядке результаты единого государственного экзамена. Однако, он не является определяющим элементом в сфере культуры и искусства. Для нас важно, прежде всего, выявить у абитуриентов необходимые творческие способности в новой сфере его деятельности. Признавая необходимость совершенствовать и процедуру, содержание ЕГЭ, справедливости ради, надо отметить, что такая форма контроля качества школьного образования отвечает духу позитивных демократических изменений, происходящих в стране. Однако, для отбора абитуриентов ВУЗы культуры и искусства, ЕГЭ не должен являться определяющим. Встает вопрос: Нужен ли вообще для Высшего учебного заведения нашего профиля ЕГЭ?

Я полагаю, что при приеме в Вузы искусства могут учитываться: профессиональное образование, опыт работы, достижения в области культуры: почетные звания, Государственные награды, звание Лауреата в Международных конкурсах и т.д. В конечном итоге это может быть форма собеседования.

Известно, что в настоящее время на Министерском уровне прорабатывается вопрос о ранее действовавшей асисстентуре-стажировке по творческим специальностям. Я считаю, что важно иметь уровень послевузовского образования по программе основного, а не дополнительного образования. Необходимо обеспечить его соответствующей нормативно-правовой базой, а разрушать систему в сфере культуры и искусства совершенно недопустимо.

Особо хотелось бы сказать о новом предмете — «духовно-нравственная культура», который в самое ближайшее время будет введен в школах России.

Как я отмечала, у нас начало образования осуществляется с 10 лет, в этом возрасте особенно необходимо еще более пристальное внимание педагогов к дальнейшему развитию личности ученика, особый, индивидуальный подход к каждому. Мы учим детей трудиться с первого дня прихода в школу. Ведь им предстоит учиться и специальным предметам, и общеобразовательным дисциплинам, они также проходят курс музыкальной школы, им преподают историю театра, музыки, живописи. Педагоги и наши воспитанники находят время для того, чтобы несколько раз в год встретиться с учениками школ г. Ростова Великого, которые поют в хоре Спасо-Яковлевского монастыря. Перед началом концерта, в котором в честь своих сверстников из Ростова танцуют наши учащиеся, мы показываем гостям школу — танцевальные залы, классы общеобразовательных дисциплин интернат, где живут наши воспитанники из стран ближнего и дальнего зарубежья. Слушать пение ростовского хора приходят педагоги, сотрудники, учащиеся, студенты Академии. Несколько раз в год на наши концерты мы приглашаем детей из детских домов, детей-инвалидов. Мы не забываем наших ветеранов войны, ветеранов труда и учителей школ Хамовнического района. Эти праздники Академия проводит совместно с управой Хамовники, с которой нас связывает совместное желание принести радость людям, работать на благо нашего района.

Совместно с Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы, Московским студенческим центром и Московским координационным советом ректоров студенты и преподаватели Академии участвуют в научных и творческих проектах Программы «Российского Союза Молодежи».

Неоценимую помощь и поддержку в решении многих законодательных, образовательных, научных и творческих вопросов оказывает нам руководство Министерства культуры России, и особенно тесно работающий с нами Департамент науки и образования.
Такова наша учебная и творческая жизнь, таковы наши проблемы и достижения, наши традиции, передающиеся из поколения в поколение, вот уже 235 лет, накопленный опыт, знания и талант.

Все это позволяет сохранить искусство русского балета и объединить коллектив Академии в деле духовного воз-рождение общества.

Беседу вел Владимир Яценко

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов. Подробнее
Принять